Публикация
  • Рубрика: Интервью
    11.12.2015

    Вовлеченный персонал – важный ресурс конкурентоспособности

  • Самый ценный капитал любой компании – это высококвалифицированный и лояльный персонал. Он всегда был и остается основным ее конкурентным преимуществом. Верность, опыт и квалификация сотрудников позволяют компании решать любые, подчас самые сложные, производственные задачи. Так считает заместитель генерального директора – директор по персоналу АО «Управляющая компания группы предприятий «ГОТЭК» Ирина Булгакова.

    В своем интервью она рассказывает о том, как с помощью производственных конкурсов и соревнований формируется высокая вовлеченность сотрудников в деятельность группы «ГОТЭК», являющейся сегодня одним из наиболее успешных игроков отечественного упаковочного рынка, как стимулируется трудовая инициатива работников компании.

    Ирина Ивановна, почему так важна в стратегии корпоративной кадровой работы группы «ГОТЭК» высокая вовлеченность персонала?

    Топ-менеджмент группы считает, что одним из главных условий успешности компании «ГОТЭК» на упаковочном рынке России является высокая вовлеченность ее персонала: когда работники четко понимают, что они делают, для чего, и какими будут конечные результаты их деятельности для них самих и для их предприятий в целом. Попытки повысить производительность работы оборудования, качество выпускаемой продукции или процессов без этой составляющей останутся пустой тратой времени и средств. Поэтому, хотя наша корпоративная стратегия кадровой работы включает в себя самые различные направления деятельности, разработанные с учетом лучших отечественных и мировых практик, формирование высокой лояльности персонала является одним из важнейших ее приоритетов.

    В скрупулезной работе по повышению эффективности операционной деятельности ГП «ГОТЭК» руководство во многом делает ставку не только на постоянное внедрение инновационных технологий и модернизацию оборудования, но и на активизацию трудовой инициативы сотрудников. Этому способствует и массовое производственное соревнование, развернутое среди различных категорий персонала цехов и подразделений. Расскажите о нем.

    Действительно, производственное соревнование, традиции которого бережно сохраняются у нас еще со времен Железногорского комбината гофротары и этикеток, правопреемницей которого стала группа предприятий «ГОТЭК, в последние 15 лет в новых формах уверенно возвращается на предприятия группы. Творческий трудовой поиск активно приветствуется и хорошо материально поощряется в ГП «ГОТЭК», поскольку является важным рычагом в борьбе за повышение эффективно­сти производства и качества выпускаемой продукции. Ведь он позволяет напра­вить созидательную энергию персонала в русло, выгодное и группе, и ее работникам.

    С одной стороны, здоровое трудовое соперничество между сотрудника­ми, бригадами, сменами, службами и предприятиями идет на пользу компании в целом. Ведь оно, не на словах, а на деле, повышает конкурентоспособность и рентабельность нашего упаковочного бизне­са. Судите сами. Соревнование заметно отражается на повышении производительности труда персонала. Так, за три квартала 2015 г. в целом по группе она выросла на 14%. Параллельно снижаются производственные издержки, растет качество выпускаемой упаковочной продукции, а значит и удовлетворенность наших заказчиков. Благотворное комплексное воздействие соревнования, в числе других факторов, способствовало увеличению в 2015 г. операционной прибыли компании (EBITDA) почти в два раза к соответствующему периоду 2014 г.

    С другой стороны, соревнования и конкурсы дают возможность каждому «готэковцу» самореализоваться в труде, получить моральное признание заслуг в виде уважения коллег и руководства. Победителей чествуют в трудовых коллективах предприятий, их опыт пропагандируется в рамках всей группы. О секретах мастерства передовиков рассказывается на страницах корпоративной «Нашей газеты», а их фотографии размещаются на Доске почета и на внутреннем сайте. Несомненно, важную роль играет и материальное вознаграж­дение, позволяющее улучшить финансовое благополучие работников. Так, согласно внутрикорпоративной статистике, по итогам текущего года общая сумма их премирования во всех видах конкурсов и соревнований составит более 7,5 млн рублей.

    Охарактеризуйте, пожалуйста, основные формы и виды производственного соревнования в группе.

    В нашей компании существует большое разнообразие форм коллективного и индивидуального трудового соперничества. В 2015 г. было организовано 11 различных соревнований и конкурсов. При этом, однако, незыблемыми остаются его базовые принципы: а) создание условий для проявления трудовой активности работников, б) их мотивация на достижение более высоких личных результатов, в) повышение производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции. Выдержан и принцип массовости, поскольку они охватывают и практически все категории персонала, и все структурные подразделения компании. Так, в рамках конкурса «Лучшее производственное предприятие ГП «ГОТЭК» определяются не только лучшее производственное предприятие, но и лучшая смена, лучший технологический отдел, лучшая служба технического обслуживания и ремонтов, лучшее подразделение качества, лучшая энергослужба и т.д.

    На собрании, посвященном нашему главному корпоративному празднику – Дню работников ГП «ГОТЭК», ежегодно отмечаемому в сентябре, мы награждаем победителей конкурса профессионального мастерства, лучших внутренних преподавателей, лучших общественных деятелей и лучших спортсменов компании. А в рамках традиционного новогоднего торжествен­ного собрания коллектива по подведению итогов деятельности группы мы чествуем членов лучших производственных бригад, работающих на основных единицах технологического оборудования, сотрудников, получивших звания «Лучший по профессии» и «Лучший по компетенции ”Эффективная коммуникация”». Кроме того, ежеквартально на всех предприятиях ГП «ГОТЭК» подводятся итоги массового соревнования между членами производственных бригад основного оборудования. Его проведе­ние было возобновлено в группе с начала 2000-х годов в рамках повышения лояльности и вовлеченности персонала, а также в целях поднятия ре­зультативности его работы. Также ежеквартально определяются победители более «молодого» конкурса на звание «Результативный работник предприятия», который охватывает различные категории инженерно-технических специалистов предприятий компании.

    Особо хочу отметить, что отдельные конкурсы организуются нами в целях повышения операционной эффективности и результативности в каких-либо направлениях деятельности компании. Например, поскольку огромное значение уделяется вопросам качества, в текущем году проводится конкурс «Лучшее предприятие-лидер по качеству» с двумя номинациями: «Лучшее предприятие-лидер по качеству готовой продукции» и «Лучшее предприятие-лидер в Системе менеджмента качества». В целом по группе за девять месяцев 2015 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г. он дал довольно ощутимую отдачу в виде снижения количества внешних претензий на 32,17%, а суммы окончательных финансовых потерь – почти на 53%. При этом коллективам отдельных предприятий удалось добиться снижения уровня дефектности продукции до 50%.

    Также показателен в смысле своей высокой эффективности и новый «готэковский» конкурс – «Предприятие-лидер по реализации инициатив», в котором участвуют предложения сотрудников, направленные на повышение эффективности деятельности как отдельных предприятий, так и группы в целом.

    Да, у нас в группе довольно давно и успешно функционирует система поступления и отбора инициатив персонала. Она тоже позволяет обеспечить процесс вовлеченности сотрудников всех уровней в достижение более высоких результатов деятельности ГП «ГОТЭК». Однако, в начале текущего года, чтобы поднять работу в этом направлении на новую высоту, мы объявили отдельный конкурс инициатив. При этом мы исходили из того, что наиболее эффективные и результативные предложения могут делать люди, плотно вовлеченные в непосредственные производственные и управленческие процессы, которые детально знают специфику порученного ему участка работы, сильные и слабые стороны эксплуатируемого обо­рудования, места, где можно сократить издержки, улучшить качество выпускаемой продукции, повысить уровень сервиса для клиентов.

    Согласно положению о конкурсе, по итогам года будут определены победители в трех номинациях: «Предприятие-лидер по реализации инициатив» (коллективная), «Лидер по разработке инициатив» и «Разработчик эффективных инициатив» (индивидуальные). Они будут поощрены солидными денежными премиями. Но уже сегодня можно сказать, что мы не ошиблись в ожидаемой эффективности конкурса. За девять месяцев 2015 г. сотрудниками была подана 161 инициатива. Некоторые из них имели организационный характер и были направлены на совершенствование условий труда, общей культуры производства и улучшение взаимодействия с клиентами и контрагентами. Другие, имеющие экономический эффект от внедрения, позволили добиться повышения производительности работы оборудования и персонала, снизить расходы на приобретение импортных запасных частей, уменьшить постоянные издержки за счет использования новых видов сырья и материалов при производстве заказов и т.д. Экономический эффект от их реализации оценивается на уровне 23 млн. рублей.

    Ирина Ивановна, интересен опыт организации и проведения конкурса, охватывающего такую широкую категорию персонала компании как работники служб продаж. Что собой представляет он?

    Этот конкурс направлен на решение стратегически важной для ГП «ГОТЭК» задачи – повышения загрузки производственных мощностей предприятий компании заказами клиентов. В нем ежемесячно, а потом по итогам года, выявляются победители как в коллективной номинации «Лучшее подраз­деление продаж», так и в трех индивидуальных.

    За первое звание ­борются между собой региональные службы продаж шести производственных предприятий и Управляющей компании. Для активного соперничества у них есть отличный стимул – для подразделе­ния, одержавшего победу в конкурсе, организуется туристическая поездка. Куда ехать отдыхать, сотрудники решают сообща. И если менеджеры службы продаж «ПОЛИПАКа», победившие в конкурсе 2013 г. выбрали в качестве бонуса за победу заграничный тур в пятизвездочном отеле Wow Kremlin Palace в Турции, то победившие в 2014 г. сотрудники регионального офиса продаж «ГОТЭК Северо-Запада» отдали приоритет отдыху на Родине. Они провели отдых в ультрасовременном «Президент-Отеле», расположенном на берегу Финского залива под Санкт-Петербургом. Кроме того, руководители этих подразделений получили в виде персональных призов планшетные компьютеры. Теперь об индивидуальных номинациях. В них из числа всех работни­ков служб продаж определяются менеджеры, внесшие наи­больший вклад в показатель прибыльности компании до налогообложения (ДППИ 1’). Первый поощряется за наибольший вклад в ДППИ 1’ подразделения продаж, второй – за наилучшую динамику ДППИ 1’ в структуре клиентов покупательной платформы, и третий – как принесший наибольшую долю ДППИ 1’ по новым клиентам в суммарную ДППИ 1’ подразделения продаж. Победители в этих номинациях в этом году по­лучат в качестве наград по ноутбуку.

    Ирина Ивановна, как говорят, не хлебом единым жив человек. Поэтому на «ГОТЭКе» достойное место отводится и конкурсам, позволяющим проявить индивидуальные творческие способности персонала. Несколько слов и о них.

    Действительно, наряду с производственными, у нас существуют и многочисленные творческие конкурсы. И в них тоже принимают активное участие многие сотрудники всех трех географических площадок компании, расположенных на территории Курской, Тульской и Ленинградской областей. Например, уже много лет в группе проводятся фотоконкурс «Счастливые мгновения», конкурс декоративно-прикладного творчества, конкурсы на лучшие новогоднюю елку, новогодний кабинет, новогоднюю игрушку, на лучшее письмо Деду Морозу «Мечты сбываются». Мы проводили и такое интересное креативное мероприятие, как конкурс на визуализацию корпоративных Ценностей группы. Недавно в рамках месячника по охране труда прошел конкурс на лучший плакат по охране труда технике безопасности. Так что у каждого работника компании «ГОТЭК» есть отличные возможности для самореализации как в труде, так и в творческой сфере!