Публикация
  • Рубрика: Статьи
    20.04.2015

    Дизайн во флексографии: как готовятся макеты

  • С появлением полиграфии термин «дизайн» приобрел более широкое значение. Сегодня дизайнер, знакомый с требованиями и спецификой полиграфического воспроизведения макета, – это отдельная специальность, требующая определенных знаний. Не случайно дизайн, как отдельная дисциплина, входит в обучающие программы для студентов- полиграфистов. Например, в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова обучают по программе «Технология и дизайн упаковочного производства».

    Кстати, очень часто в типографиях должность дизайнера подразумевает не столько владение художественными навыками, сколько знания по допечатной подготовке макетов (препресс, одним словом).

    В полиграфии есть универсальные требования для препресса, которые применяются во всех способах печати, а есть специфические. Флексографская печать, наиболее широко используемая для печати этикетки и гибкой упаковки, имеет здесь свои особенности.

    В чем они заключаются?

    Очевидно, что нельзя требовать от заказчиков полиграфической продукции умения хорошо разбираться в том, как типография подготовит и выполнит их заказ, ведь это не их работа. А в каждой типографии, кроме того, существуют свои специфические требования к макетам и определенные ограничения, обусловленные, прежде всего, тем оборудованием, на котором выполняется печать и отделочные процессы.

    Чтобы разобраться в тонкостях дизайна для флексографии, узнать, как в типографиях подходят к процессу создания и подготовки макетов, мы обратились в типографию «Печатный Экспресс — Флексография». Компания специализируется на производстве самоклеящихся, термоусадочных, вплавляемых и многослойных этикетках.

    Выше говорилось, что в большинстве типографий дизайнер и специалист препресса – это часто одно лицо. Но в «Печатном Экспрессе – Флексографии» поступили иначе: здесь дизайн-студия выделена в отдельное самостоятельное подразделение. Вот как поясняет это Александр Борисов, руководитель отдела допечатной подготовки: «Разграничение было сделано с определенной целью. Некоторые клиенты хотят изменить или серьезно доработать дизайн, но это не входит в компетенцию специалистов по допечатной подготовке. Поэтому в компании приняли решение создать отдельную структуру, куда входят сотрудники исключительно с художественным образованием и владеющие соответствующими навыками».

    Сегодня в дизайн-студии работает два художника. Поскольку они трудятся в производственной компании, в их задачу на этапе создания или доработки макета входит и соблюдение определенных технологических параметров. Для этого с ними проводятся регулярные инструктажи со стороны технологов и сотрудников отдела препресса.

    Параметры эти достаточно стандартизированы и применяются ко всем видам дизайна: это и минимальный размер шрифтов, и точное соответствие смесевых цветов вееру Pantone, и необходимость указывать в файлах на наличие отдельных слоев лака или белил. В принципе, эти вопросы больше относятся к компетенции специалистов по допечатной подготовке. Но как говорит Андрей Стариков, главный технолог типографии, «если художники-дизайнеры учитывают эти параметры еще на этапе создания макета, то в отделе препресса файлы будет быстрее и проще подготовить для вывода форм».

    А вот непосредственно смена дизайна этикетки на новый или разработка, например, этикетки нового вида сока для уже существующей линейки – это как раз прямая обязанность художников.

    Вообще, как говорит Александр Борисов, дорабатывать приходится больше 90% дизайнов, которые приносят в типографию. Разумеется, речь идет о многокрасочной продукции, которая в большинстве своем печатается типографией в 6-10 красок.

    Трудоемкость доработки макетов зависит от их сложности: простую цветную картинку с текстовым блоком можно подготовить за час. Такая скорость достигается определенной автоматизацией. Для этого в «Печатном Экспрессе — Флексографии» все машины отпрофилированы, то есть каждая имеет свой цветовой ICC-профиль, учитывающий индивидуальные параметры печати. Благодаря этому конвертацию файлов для последующего вывода форм можно произвести довольно быстро.

    Но бывают макеты, продолжает Александр Борисов, где очень много разнообразных объектов со сложным цветовым сочетанием, и к тому же сделанных, допустим, в CorelDraw (в типографии работают в Adobe Illustrator). Тогда при конвертации объекты пропадают, и вот здесь опять приходится потрудиться художникам-дизайнерам: они заново рисуют и перекрашивают изображения, чтобы можно было без проблем их обработать в отделе препресса.

    Еще одна стандартная и типичная для любой типографии проблема, как добавляет руководитель отдела маркетинга Анастасия Минкина, это когда приходят клиенты без макета, но с этикеткой, которую они печатали в другой типографии, и просят полностью ее повторить. Здесь и художники-дизайнеры, и специалисты препресса работают совместно, ведь приходится полностью восстанавливать дизайн: заново рисовать картинки или подбирать максимально похожие, сравнивать и выбирать цвета. Иногда приходится даже предлагать что-то на замену. «Воспроизвести полностью, на 100% идентичный макет, – говорит Анастасия Минкина, – практически нереально, но мы стараемся максимально приблизиться к оригиналу».

    Вообще, в «Печатном Экспрессе — Флексографии» художники-дизайнеры работают самостоятельно и формально не подчиняются ни технологам, ни руководителю препресса. У них свой непосредственный руководитель. С коллегами консультируются при необходимости. Типичная для таких случаев ситуация, когда разрабатывается термоусадочная этикетка со сложным дизайном. При усадке этикетка обязательно даст искажения, и необходимо это предусмотреть. Если же клиент непременно хочет увидеть текст или рисунок на горлышке бутылки – а это самое узкое место и в прямом, и в переносном смысле, то консультация в этом случае обязательна.

    Если же заказчик меняет технологию печати, например, с офсетной на флексографскую, то здесь могут возникнуть трудности другого рода. «В последние годы флексопечать сделала очень серьезный шаг вперед в плане качества и уже конкурирует с офсетом», – рассказывает Андрей Стариков. Так как заказчики ищут способы удешевить печать, то с готовностью рассматривают другие возможности производства этикетки. И здесь те же сложности – с подбором цвета. В этом случае в отделе допечатной подготовки для анализа цвета используют спектрофотометр X-Rite.

    Дороже или дешевле?

    В отделе допечатной подготовки контролируют еще несколько ключевых параметров этикеточного дизайна – это минимальную растровую точку и размер вывороток, а также минимальную толщину линий для последующего тиснения или конгрева. Эти отделочные операции обязательно проверяются на предмет выполнимости. Если они не проходят проверку, то макет дорабатывается и снова возвращается к заказчику на утверждение с комментариями, как было, как стало и почему.

    Подобные изменения могут вести как к некоторому удорожанию продукции, так и, наоборот, к удешевлению. Скажем, если у заказчика на макете однородный фон или линии выполнены триадным цветом (cyan, magenta, yellow), то удобнее и выгоднее предложить заменить триаду одним близким цветом Pantone, что будет дешевле при печати. Но бывает, что макет, выполненный CMYK, невозможно с точностью повторить из-за ограничений этой цветовой модели. Тогда в типографии предлагают добавить дополнительный цвет Pantone. «Это, конечно, приведет к незначительному удорожанию, – говорит Андрей Борисов, но качество продукта в этом случае однозначно повысится».

    О специализированном ПО

    Для обработки и подготовки макетов к выводу на формы в типографии специализированного программного обеспечения, типа известного ArtPro, не используют. Как утверждает Александр Борисов, сейчас Adobe Illustrator со всеми плагинами обладает таким мощным функционалом, что он схож с тем же ArtPro – пусть и более ранних версий – процентов на девяносто, и поэтому полностью справляется с задачами препресса.

    Печать и отделка

    В «Печатном Экспрессе — Флексографии» эксплуатируются пять рулонных печатных флексографских машин европейского производства. Самая большая машина печатает в десять красок; в каждой из машин имеются различные отделочные секции – тиснения (горячее и холодное), конгрева, трафаретной печати. Офсетной и глубокой печати нет. Впрочем, по словам Анастасии Минкиной, холдинг «Печатный Экспресс» имеет еще одну типографию – офсетную, на отдельной площадке. Готовые этикетки поставляются заказчикам в рулонах с высечкой по контуру и без облоя. Еще из финишных процессов – это довольно редкая перемотка, которая позволяет автоматически наматывать этикетки небольшими тиражами, например, от 500 штук (по 10-15 метров).

    Для контроля печати на производстве используют обычный денситометр, с помощью которого следят за оптической плотностью цветов и величиной растискивания.

    На самом деле еще на этапе допечатной подготовки в типографии ориентируются на конкретную печатную машину, которая будет выполнять тираж. Выбор машины зависит, разумеется, от типа этикетки и материала, на котором ее будут печатать, а также от ширины раппорта печати. Красочность и линиатура вала – еще два показателя, которые обязательно берут в расчет.

    Скажем, для производства термоусадочной или вплавляемой этикетки, которые печатаются на тонких пленках, технология требует и контроля натяжения материалов, и их охлаждения в процессе производства, а это однозначно заказ под определенную машину. Если в машине имеется автоприводка, то это также необходимо учесть в готовом макете с помощью специальных меток.

    Если же распределить все тиражи, печатающиеся в типографии, по красочности, то здесь цифры такие: 60% тиражей печатается в среднем в шесть красок (CMYK и дополнительно один-два цвета Pantone), остальные печатаются в семь-восемь красок и совсем небольшое количество в девять-десять. Но подавляющему большинству клиентов такая максимальная красочность и не требуется.

    Новое в технологиях

    Как отмечает Андрей Стариков, для флексографской печати ключевым техническим параметром и самым проблемным местом по-прежнему остаётся величина растискивания. Этот показатель присутствует везде в аналоговой печати, но наиболее критично проявляется именно во флексографии. И это требуется обязательно учитывать на этапе допечатной подготовки и контролировать в производстве.

    Правда, уже завоевала себе место новая технология – технология «плоской точки». Ее суть в новом алгоритме растрирования и вывода форм, предусматривающей формирование стабильных одноуровневых точек с плоской вершиной. Это позволило расширить воспроизведение тонового диапазона в светах и в тенях. С появлением данной технологии «попадание» в цвтопробу или макет стало еще более близким. Технология разработана компанией Kodak и называется Flexcel NX, для вывода используются соответствующие формы Kodak.

    Собственно по технологии «плоской точки» в типографии производятся формы не для всех тиражей: во-первых, это не для каждого дизайна требуется, во-вторых, это дороже на 20-30%. На формах Kodak по новой технологии в типографии печатают порядка 40% тиражей, для остальных используют формы фирм Dupont, Flint и других производителей.

    Вообще, по мнению Андрея Старикова, поскольку дизайны в массе своей постоянно усложняются, технология «плоской точки» становится все более востребованной. Более того, довольно давно наметилась тенденция в сторону увеличения линиатуры. «Раньше клиенты не ожидали уж очень высокого качества от флексографии, – добавляет Анастасия Минкина, – а сегодня вывод форм с линиатурой 175 lpi – практически стандарт, и в типографии большинство форм (по крайне мере, для цветных работ) выводят именно с таким показателем.

    Работа с заказчиками

    В «Печатном Экспрессе — Флексографии» основную работу по согласованию доработок и переделок макетов ведут не специалисты отдела допечатной подготовки, а менеджеры по продажам. И только в случае необходимости к переговорам подключаются сотрудники препресса.

    Но вообще, для исключения недоразумений, в типографии предлагают клиентам сделать цветопробу. Часто это делается по просьбе заказчика, но иногда и по настоянию типографии, если менеджер считает, что макет может быть проблемным. Тиражи с цветопробой составляют порядка 30% от общего количества.

    В заключение надо сказать, что есть немало заказчиков, которые приезжают непосредственно на приладку и подписывают контрольный оттиск. В типографии даже приветствуют такой подход, особенно когда необходимо «попасть» в цвет по чужому образцу. Потому что как бы хорошо ни были отпрофилированы машины, в каждой типографии они разные, как и краски. Именно поэтому в типографии спокойно относятся к желанию заказчиков присутствовать на тираже.